• +7(9033) 99-19-80
  • АНО ТИЦ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИРоссийская Федерацияг. Соль-Илецкул. Пригородная 7
  • soli56@mail.ru

Экскурсионный тур

Музей Черномырдина

В.С. Черномырдин: путь в историю
«Старт руководителя». В 1973 году В.С. Черномырдин возглавил строительство крупнейшего в Европе Оренбургского газоперерабатывающего завода
Экспозиция «Путь в историю» – это рассказ о жизни В.С. Черномырдина. Благодаря архивным видеоматериалам повествование в экспозиции ведется от первого лица: посетитель всё время чувствует рядом с собой присутствие хозяина дома.
Экспозицию также можно назвать дорогой от Черного Отрога до Белого дома: вместе с Черномырдиным мы попадаем в казачью станицу и послевоенный колхоз, на строительство Оренбургского завода-гиганта и газовые месторождения Сибири, приобщаемся к тайнам рождения «Газпрома», переносимся в Буденновск 1995 года и в Белград 1999-го, когда натовские бомбардировки сотрясали Югославию. А еще можно оказаться в салоне премьерского самолета, стать свидетелем международных переговоров, постоять у трибуны Государственной Думы, окунуться в атмосферу той Украины, которую мы потеряли.
Все разделы экспозиции связывает воедино колоссальная фигура В.С. Черномырдина. Мир, во многом созданный его трудами, окружает нас и составляет основу сегодняшнего благосостояния страны. Поэтому образ В.С. Черномырдина – «отца-основателя» проходит через все разделы. Но Черномырдин в экспозиции не один – он всегда окружен людьми. Рядом с ним президенты, министры, главы корпораций, строители, газовики – он соединяет их и делает равновеликими, потому что и сам был обычным и в то же время необыкновенным человеком.

Особая кладовая

Витрина с наградами В.С. Черномырдина

В экспозиции «Особая кладовая» представлены государственные награды В.С. Черномырдина, коллекция оружия, а также произведения живописи и графики. Последние сам Виктор Степанович как коллекцию не рассматривал. Среди них особо следует выделить два графических листа Михаила Володина: «Крестьянка. Этюд к картине «Концерт на стройке» (1957) и «Гармонист. Этюд к картине «Концерт на стройке» (1957). Эти рисунки куплены самим Виктором Степановичем, и это единственные работы из его художественного собрания, которые он приобрел лично.
Все остальные произведения – подарки разных людей. Однако далеко не все, что было подарено, Виктор Степанович помещал на стены своего дома. В зале представлены произведения, которые висели в резиденции премьера в Горках, и сам их подбор свидетельствует о его вкусовых предпочтениях.
Среди полотен явно преобладают пейзажи, из которых следует выделить «Итальянский пейзаж» А.Е. Мартынова и «Ночь у берегов Крыма» И.К. Айвазовского. В числе фигуративных произведений внимания заслуживают этюд В.И. Сурикова «Два нищих с чаркой вина» и «Баба» Ф.А. Малявина.
Последняя картина занимает в коллекции Музея Черномырдина особое место не только в силу своего высокого художественного качества, но и потому, что Малявин был земляком Виктора Степановича. Художник родился под Бузулуком, но сегодня полотно, находящееся в Музее Черномырдина, – единственное живописное произведение Малявина в музеях Оренбургской области.
Среди многочисленных государственных и ведомственных, российских и зарубежных наград В.С. Черномырдина стоит выделить орден «За заслуги перед Отечеством». Виктор Степанович был его полным кавалером, т.е. имел ордена I, II, III и IV степеней.

Кабинет Председателя Правительства РФ

Кабинет в Белом доме, в котором В.С. Черномырдин работал с 1994 по 1998 год; воссоздан по чертежам и фотографиям
В экспозиции воссоздана обстановка кабинета Виктора Степановича в Доме Правительства Российской Федерации – Белом доме в Москве.
После назначения Черномырдина на пост премьера правительство и он сам работали на Старой площади (1992–1994). После путча, когда в Белом доме сделали ремонт, Б.Н. Ельцин распорядился, чтобы правительство переехало туда. Виктор Степанович работал в этом кабинете четыре года (1994–1998).
Все предметы экспозиции подлинные, большинство происходят из Белого дома, несколько (ковер, гардины, часть книг) – из загородной резиденции премьера в Горках. Обшивка стен выполнена по сохранившимся чертежам и фотографиям.
В Доме Правительства была отдельная «премьерская» группа помещений: три зала (для прессы, для переговоров, для заседаний правительства), приемная главы правительства, собственно кабинет и примыкающая к нему комната отдыха. Из всех помещений воспроизведено важнейшее – рабочий кабинет.
На мольберте, несколько обособленно, представлен портрет В.С. Черномырдина. Картина никогда не висела в Белом доме, но на ней Виктор Степанович изображен в своем кабинете. Можно видеть, что из окна открывался вид на гостиницу «Украина».
Виктор Степанович отличался недюжинной работоспособностью – уезжая поздним вечером домой, брал с собой бумаги и оставался на связи. Помощники спрашивали его: «Может, вас ночью не соединять?» На что неизменно следовало: «Страна у нас большая, у кого ночь, а у кого уже утро».

Коллекция автомобилей

Центральная часть экспозиции: служебные автомобили высших советских чиновников
В зале представлены 19 автомобилей, принадлежавших В.С. Черномырдину. Среди них и культовые модели своего времени, и штучные экземпляры, представляющие огромную редкость, и репликары (копии старинного кузова с современным двигателем и ходовой частью).
Виктор Степанович не был коллекционером в прямом понимании этого слова, просто автомобили были его страстным увлечением. «Даже уставший сяду за руль и отдыхаю», – признавался он. Отец Виктора Степановича – Степан Маркович – был шофером. Вернувшись в 1942 году с фронта инвалидом, он на своей полуторке безотказно помогал односельчанам. «Сколько себя помню – помню и машину, – вспоминал Черномырдин. – Отец разрешал садиться за руль, и я въезжал во двор. Сам! И выводил со двора тоже сам. Ноги до педалей не доставали…».
Недаром первой машиной, с которой началась коллекция автомобилей, стала отцовская полуторка. Виктор Степанович случайно нашел ее, выкупил и отреставрировал. За ней последовали другие машины...
Экспозиция разделена на тематические блоки. В центре расположены служебные машины высших советских чиновников. Среди них ЗИС 110Б – фаэтон с откидной крышей. Автомобиль использовался при проведении военных парадов, поэтому в кабине можно видеть поручень, за который держались во время движения (за всю историю было выпущено не более 100 таких машин). Слева, на условной парковке, представлены автомобили военного времени. Справа – ретроавтомобили со всего мира. Среди них «Роллс-Ройс» и «Мерседес 540К», выпускавшиеся ограниченным тиражом, – до нашего времени дошло буквально несколько таких машин. Также здесь можно увидеть единственную в мире «Волгу», изготовленную на базе БМВ М3.

Музей села Черный Отрог

Создание музея истории села Черный Отрог было одним из последних начинаний Виктора Степановича: он сам приобрел участок земли и здание бывшего райкома КПСС, в строительстве которого участвовал, будучи школьником. Но Виктор Степанович не успел завершить начатое. Музей села создан во исполнение его желания. По сути, Музей села это – музей в музее.
Экспозиция по периметру представляет собой рассказ об истории села от основания до наших дней. Она иллюстрирует путь от неосвоенного пространства степного Предуралья, куда в конце 1820-х годов перебрались переселенцы из Центральной России и Слободской Украины, к современному, развивающемуся селу.
Экспозиция делится на три яруса. Верхний – властно-государственный, здесь «обитают» государи, губернаторы, войсковые атаманы, генеральные секретари, президенты; предъявляются документы, повлиявшие на жизнь села. Все то, что задает политический контекст жизни Черного Отрога. Средний ярус – летопись Черного Отрога: череда поколений и событий сельской жизни с рассказами об отдельных людях, складывающихся в единый «семейный альбом» села. Ниже расположены лайтбоксы, посвященные земле. На смену ходу истории (глобальной и локальной) здесь приходит годовой круг сезонов и цикл сельскохозяйственных работ – меняющийся технологически, но неизменно повторяющийся на протяжении двух столетий существования населенного пункта.
В центре зала размещен экспозиционный модуль, рассказывающий об основных институтах сельской жизни. Черный Отрог был и остается особым, самодостаточным миром, сначала казачьим, сейчас крестьянским: здесь существует своя власть, производство, торговля, школа, церковь… Есть своя планировочная структура с делением на исторически русский Черный Отрог и украинскую Кочубеевку. Каждый из этих элементов черноотрожской вселенной достоин внимания, поскольку это – модель сельской России.

Актовый зал райкома: «Колхозный миф»

Интерьер реконструированного зала райкома
Виктор Степанович сам приобрел здание бывшего райкома – хотел создать в нем музей истории села Черный Отрог.
В детские и юношеские годы Виктора Черномырдина Черный Отрог был райцентром. А раз так, в селе должен был располагаться райком КПСС.  Новое здание райкома начали возводить в начале 1950-х. Черноотрожские школьники участвовали в строительстве: носили кирпичи во время субботников. Среди них был и Витя Черномырдин.
В настоящее время мемориальное здание реконструировано, актовый зал, оформленный в характерном для эпохи стиле советского (сталинского) ампира, превращен в экспозицию.
Обстановка зала передает идиллическую атмосферу жизни советских колхозников, далекую от действительности, но именно такую, какой ее представляла государственная пропаганда.
На экране демонстрируется видео с кадрами самодеятельных концертов и сельских сходок – то, что видел на этой сцене молодой Виктор Черномырдин.   

Библиотека и архив В.С. Черномырдина

Экспозиция книг с дарственными надписями
Библиотека Музея Черномырдина – это и зал для работы, и раздел экспозиции.
Выставка «”Тихий Дон” Черномырдина» рассказывает о приобретении и исследовании рукописи романа «Тихий Дон» Михаила Шолохова.  Рукопись долгое время считалась утерянной. Благодаря поддержке Виктора Степановича она была выкуплена у наследников фронтового друга Михаила Шолохова и передана в Институт мировой литературы РАН. В экспозиции представлены факсимильные издания первых двух томов «Тихого Дона», иллюстрации Юрия Реброва к роману, подаренные автором Виктору Степановичу в память о совместной работе над этим издательским проектом.
Кроме того в библиотеке можно посмотреть фотовыставку «Черномырдин и книга», а также «Книги с дарственными надписями». Виктору Степановичу их подарили самые разные люди: Н. Назарбаев, Л. Кучма, Б. Немцов, Ж. Алферов, М. Ростропович, Л. Зыкина, Б. Ступка, В. Третьяк… Экспозиция регулярно обновляется, поскольку в библиотеке хранится более четырехсот книг с посвящениями В.С. Черномырдину.
На стеллажах в зале представлено 1447 книг и 165 журналов, принадлежавших В.С. Черномырдину.
В помещении библиотечного хранилища находится архив общественно-политического движения «Наш дом – Россия».

Премьер вне кабинета

Инсталляция с афоризмами Виктора Степановича
Строго говоря, это несколько экспозиций, расположенных на разных этажах музея.
Среди них экспозиция «черномырдинок» – афористичных высказываний Виктора Степановича, которые уже пару десятилетий цитирует вся страна: «Хотели как лучше, получилось, как всегда», «Отродясь такого не видали, и вот опять», «Курс у нас один – правильный» и т.д. Дар нетривиальной формулировки Черномырдин унаследовал от матери. Хлесткие фразы любимы людьми разных возрастов за то, что они воспринимаются как проговорки социума, в которых ухо слышит больше, чем намеревался сказать сам автор.
Еще одна экспозиция – подарки Виктору Степановичу, выставленные в рекреационных пространствах музея.
И наконец, небольшая экспозиция, рассказывающая о досуге человека, которого вся страна видела в пиджаке и галстуке на экране телевизора. «Отдых для меня – охота, – написал в своих мемуарах Черномырдин. – Когда еще самый первый раз в жизни на охоту выбрался, почувствовал вдруг: остаются только физическое напряжение, азарт, а все мысли из головы вон. Зато потом, на свежую голову, лучшие решения приходят». В экспозиции представлены фото с охоты, рыбалки, активного отдыха, предметы, которыми пользовался Виктор Степанович в редкие минуты отдыха.

Стоимость экскурсии 1700 рублей